В интернете развернулась ярая дискуссия о том, нужно ли детям «раннее развитие». Разные специалисты и родители имеют различные мнения, кто–то всеми руками «За», кто–то так же активно «Против». А что получается на практике? Хочу рассказать как получается у нас.
Маша начала ходить в школу раннего развития в 10 месяцев. И, честно говоря, я не могла дождаться когда же, наконец, мы сможем «выйти в свет». Почему так рано? Считаю, что получилось в самый раз, а может можно было бы и пораньше. Примерно с 8–ми месяцев Маша стала интересоваться другими детишками. Смотреть на них из коляски, пытаться потрогать, когда они оказывались в зоне досягаемости. В это времени она уже уверенно стояла возле опоры и играла стоя. Примерно месяцам к девяти были окончательно изучены все шкафы и полки, игра под названием «разгрузи шкафчик» перестала ее интересовать и ребенок все чаще просился на руки для изучения верхних слоев квартиры. Таскать маленького кабанчика одиннадцати килограмм тяжеловато, да и вещей, которые можно спокойно дать ребенку для игр, на верху не много. Таким образом к 9–ти месяцам возникла отчетливая проблема – ребенку скучно. Если с утра игрушки и игры еще как–то веселили, то вечер превращался в постоянно возобновляемый нудеж. Особенно было печально, когда на улице был дождь (а это была уже не ранняя осень) и пойти гулять не получалось.
Находящаяся в соседнем доме школа раннего развития предлагала обучение с 10 месяцев,обещались укомплектованные группы и выбор времени занятий. По факту выяснилось, что для таких лялек отдельной группы нет, потому что мы одни такие ранние. Группу предложили сформировать, но удобного времени для занятий не было, да и заниматься в одиночестве было как–то грустно. Тогда нам предложили ходить в группу с годовалыми детишками.
Я настояла на проведении пробного занятия с психологом (есть в этой школе такая услуга), чтобы определить, готова ли Маша воспринимать то, что ей предложат. На этом занятии моя малышка несколько раз меня удивила, выполняя задания, которые я даже не догадалась бы ей предложить. Она внимательно слушала, что ей говорит преподаватель; следила взглядом за игрушками, выбрала в какую коробочку спрятали игрушку; по просьбе выбрала большого и маленького мишку. Правда какие–то задания совсем проигнорировала, но с большинством справилась и нам рекомендовали попробовать.
Занятия проходят три раза в неделю по 40 минут, в группе трое детишек.
За время занятия несколько раз предлагается потанцевать и побегать под песенки. Во время музыкальных минуток дети или повторяют разные танцевальные движения или выполняют небольшие спортивные задания: запрыгнуть, выпрыгнуть из круга, перешагнуть игрушечную кошку, поднять и положить в коробку кубики и мячики. Мы сначала просто пританцовывали у мамы на ручках, а когда Маша пошла, стали бегать вместе со всеми, но с поддержкой за тельце.
Сидя за столом детишки клеят, рисуют пальчиковыми красками и кисточками, выполняют задания с раздаточным материалом разного цвета и размера. У нас клею в основном я, Машина задача сводится к тому, чтобы похлопать по приклеенной картинке ладошкой. Иногда она старается, а иногда убегает из–за стола.
Одно упражнение я считала совершенно бесполезным, пока Маша не начала его выполнять. Ребятишкам показывают карточку с крупно напечатанным коротким словом: суп, сок, чай и т.д. Они должны эту карточку погладить, стукнуть по ней. А потом показывают две карточки и предлагают показать слово, которое говорит преподаватель. Маша с шестого занятия стала выбирать предложенное слово. Когда она выбрала в первый раз, были удивлены все: и я, и преподаватель, и другие мамочки. Как не удивительно, это задание удается всем детишкам.
Иногда Маша не хочет заниматься и ходит по игровой комнате, исследует игрушки. Мне кажется, что преподаватели не в восторге, но терпят, не ругаются. Мамочки тоже не рады, потому что некоторые детишки отвлекаются, но вслух не говорят. Стараются привлечь детское внимание.
После занятий у Маши хорошее настроение, она быстро и легко засыпает. Видно, что ей нравится. Единственный недостаток занятий, это отсутствие приветственного ритуала. В конце занятия детишки со взрослыми поют песенку «До свиданья», а вот в начале занятия ничего подобного нет. А хотелось бы, чтобы было что–то как в школе раннего развития, в которую ходила другая малышка, тоже Маша :–)
Вывод из нашего опыта можно сделать такой: вполне можно начинать занятия в школе раннего развития с ребенком в 10 месяцев. Но темп занятий должен быть несколько меньше, чем для более старших детишек. Поэтому пробуйте и выбирайте то, что вам подойдет.
А у Вас есть опыт занятий в группе? Или Вы занимаетесь дома? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Мы с Алисой школу развития прозевали. Оправдывю себя тем, что сначала были материальные трудности, потом переезд, в связи с которым добираться до школы развития надо было бы на перекладных, либо на такси. Сейчас дочка многому учится в садике и наконец-то начала ходить в него с удовольствием! Но, возвращаясь к раннему развитию, могу с уверенностью сказать, что со 2ым детенышем в школу развития пойдем однозначно! А маленькой Машеньке желаю новых успехов в Школе!